Шелкография — Что За Зверь Печатный?

От: Евгений Слабошпицкий | Опубликована: 21/02/2013

Шелкография остается райским островком индивидуального подхода к процессу печати в море стремительно эволюционирующей печатной промышленности, который хранит неповторимость каждого отпечатка и свободу выбора поверхности. Шелкотрафаретная печать — технология, которая пришла из глубины веков…

История возникновения шелкографии

Самая старый способ печати, шелкография (или шелкотрафаретная печать) — комбинация двух слов: «шелк» м греческого слова «graphos» — писать.

Этот древний способ копирования оригинальных рисунков — один из старейших способов печати. Первые следы использования шелкографии прослеживаются в 9000 годах до н.э., когда трафареты используются для украшения египетских гробниц и греческой мозаики. С 221-618 годов н.э. трафаретная печать была использована в Китае для изготовления изображений Будды. Японские художники превратили шелкографию в комплексное искусство, разработав сложный процесс, в котором шелковое полотно натягивалось на раму, чтобы переносить трафареты, вырезанные вручную. На Западе шелкография зародилась в 15 веке.

Статус искусства шелкография получила в 1930-х годах, когда группа художников экспериментировала с технологиями и впоследствии начала делать художественные шелкотрафаретные отпечатки, а также разработало термин «шелкография» чтобы отделить искусство от коммерческой трафаретной печати.

В Соединенных Штатах шелкография обязана своей популяризацией знаменитому Энди Уорхолу (Andy Warhol). Особенно Уорхол запомнился его репродукцией портрета актрисы Мерлин Монро, напечатанными шелкотрафаретным способом в 1962 году яркими цветами.

Не только художники приглядывались к шелкографии. Американский предприниматель, художник и изобретатель Майкл Василантон (Michael Vasilantone) начал разрабатывать, использовать и продавать поворотную многоцветную печатную машину по одежде в 1960 году. Позднее, в 1967 году он подал заявку на патент и 18 февраля 1969 года патент на его изобретение был зарегистрирован под номером 3,427,964. Самый первый его шелкографский станок был разработан, чтобы печатать логотипы и информации на одежду команд по боулингу. Позднее она была переделана под новое направление — печать по футболкам. Патент Василантопа был лицензирован многими производителями, и в результате бум на печать по футболкам сделал шелкотрафаретный станок одним из самых популярных в области.

Технология шелкотрафаретной печати

Печатный процесс, вне зависимости от типов печатных машин (прямая плоская или ротационная печать) можно разделить на несколько этапов: подготовка формы (трафарета), печать, сушка.

Подготовка формы для шелкографии

Для подготовки формы на раму с натянутой нейлоновой сеткой, с помощью шпателя наносится слой фотоэмульсии, чувствительной к уф-лучам. Печатаемое изображение (слайд) прижимается к фотоэмульсии и начинается процесс засветки, сходный с процессом печати фотографий. Эмульсия, которая находится под слайдом, не засвечивается и легко может быть вымыта струей воды. Остальное пространство засвечивается, водой не вымывается и способно выдерживать растяжения. После обработки водой получается трафарет на сетке, контурами идентичный слайду.

После сушки трафарет обрабатывается ретушью, чтобы убрать с поля печати все лишние отверстия и предотвратить просачивание краски в нежелательных местах. Затем рама с трафаретом устанавливается в шелкотрафаретный станок и лист бумаги позиционируется относительно трафарета с помощью ручек настройки. Все готово к печати.

Шелкотрафаретная печать

Технология печати не изменилась за века. Для печати используется ракель с резиновым полотном, шириной чуть больше отпечатка, который продавливает краску через сетку (незасвеченную часть) трафарета. Непродавленная краска остается на незасвеченной области и используется повторно. Периодически печатник добавляет краску, чтобы компенсировать ее расход при печати.

Цикл печати шелкографией можно описать несколькими этапами: подача материала, прижим шелкотрафаретной формы, продавливание ракелем краски на материал, поднятие формы, смена материала на новый.

При печати полноцветных изображений происходит последовательная печать 4-мя красками (CMYK) или пантонными красками, если изображение поделено на пантонные цвета.

Краски для трафаретной печати.

В зависимости от материала, на который наносится изображение, подбираются необходимые краски со своими индивидуальными свойствами. Так же краски отличаются по способу затвердения: «воздушные» краски высыхают после контакта с воздухом, уф-краски твердеют при воздействии уф-лучей, есть краски, сушка которых происходит при определенной температуре.

Цвет краски получается смешиванием в определенных пропорциях красок основных цветов по специальным формулам. Каждый производитель выпускает свои наборы базовых цветов со своими цветовыми таблицами.

Сушка отпечатка

Далее остается только высушить краску на отпечатке. Способ сушки выбирается в зависимости от используемого типа краски — воздушная сушка, ультафиолетовая сушка или сушка высокой температурой.

Применение шелкографии

Шелкография, как метод печати, является всепобедимым «швейцарским складным ножиком» по сравнению с остальными методами печати. Шелкотрафаретная печать позволяет наносить изображение на многие материалы: ткань, бумага, пластик, оргстекло, стекло, кожа. Материал может не иметь идеально ровную поверхность или обладать тиснением — как, например, некоторые виды дизайнерского картона или кожи. С помощью подбора специальных красок и ньюансов в печатном процессе рисунок может быть нанесен практически на любую поверхность.

Изображение, напечатанное на бумаге или картоне, легко поддается дальнейшей обработке: ламинирование, уф-лакировка, тиснение, вырубка, биговка, резка.

Диапазон изготавливаемой продукции очень широк.

  • Нанесение уф-лака, глиттерного лака и скрэтч-краски.
  • Печать шелкографией визиток, бланков, конвертов.
  • Изготовление папок. Нанесение изображения на пластиковые уголки и файлы вкладыши, полиэтиленовые пакеты.
  • Печать афиш и упаковки.
  • Нанесение логотипов на бизнес сувениры.
  • Печать по ткани: рисунки на футболках, бейсболках, толстовках, холщовых промо сумках и другой текстильной продукции.
  • Печать по стеклу и керамике: печать на керамических плитках и стеклянных поверхностях интерьера, печать на потолочной плитке.
  • Нанесение изображения на кожанные изделия и бизнес-сувениры: ежедневники, папки или визиточницы.

Несмотря на то, что в наш век цифровые технологии наступают и, казалось, отодвигают старые способы печати в сторону, у шелкографии остается несколько пока не побежденных преимуществ. Печать белой, серебрянной или золотой краской. Нетребовательность к печатаемой поверхности. И, наверное, одно из самых главных преимуществ — каждый шелкотрафаретный отпечаток, каждая визитка, напечатанная шелкографией, неповторима и является ручной работой от подготовки к печати до окончательной резки.

Как это было в давние времена, когда печать через шелк только зарождалась на планете.

Оригинал статьи

Источник статьи: www.RusArticles.com